Швец Сергей Владимирович: другие произведения.

Отчет: Кодори осень 2008

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 08/11/2010.
  • © Copyright Швец Сергей Владимирович (vodnik@pochta.ru)
  • Обновлено: 08/03/2009. 19k. Статистика.
  • Отчет. Водный:Кавказ ,Россия , 2 к/с , К2
  • Дата похода 26/10/2008 {10 дн}
  • Маршрут: Москва - Сухуми - Кодори - Сухуми - Москва
  • Оценка: 6.89*8  Ваша оценка:


    Описание поездки на реку Кодори осенью 2008 года

    Преамбула

      
       Несколько десятков (не вру) командировок в Тбилиси, по работе и столько же в перерывах между ними сплавов по Закавказью, в 80-е и 90-е годы прошлого века позволили мне по- своему отнестись к возможности похода на Кодори, сразу после окончания военных действий и признания независимости Абхазии. Никогда не считал себя спортивным туристом-водником, практически не писал отчетов, путешествовал в свое удовольствие, по принципу - "не куда", а "с кем" и "от чего", но сейчас - особый случай, и я обязан дать информацию. Кодори - для меня "Мста", и я хочу, чтобы она не пустовала. А зовут меня Новиков Сергей Викторович (из куста "Разгуляй" по кличке "Дракон"), зав. лаб. ЦНИИ геодезии, аэросъемки и картографии ( тел. 8-917-503-32-59).

    Амбула

      
       С 26 октября по 4 ноября 2008 года мы сходили на двух двойках на реку Кодори. Вот.
       Цель поездки - как всегда, в осенних закавказских походах, попить маджари (только что сделанное сухое красное виноградное вино с изумительной газиринкой). В связи с вышеизложенным довожу до Вашего сведения следующее:
      
       1 Отдельно, о группе. Не думайте, что до этой публикации мне было легко набрать коллектив на две двойки (катамараны "Бабр" и "Мячик-2"). Все, что удалось: Влад, Ваня (только что летом были вместе на Снежной) и Коля (вместе треть - Карелии + Кожа). Этого опыта вполне достаточно для того, чтобы ни на что не отвлекаться от отдыха. Поклон им до земли, уважили старика. Остальные 100 человек или не смогли, или "мне не поверили..." (как сказал Шилов). Сходившие со мной ребята были первый раз в Закавказье, но так влюбились в Кодори, что, думаю, пойдут на нее еще раз шесть ( надеюсь, первые два со мной). Кстати, они по разным причинам пили меньше меня, поэтому могут добавить много к настоящему описанию, особенно, геолог Ваня, который героически не пил "эври дэй" до 12 часов дня.
      
       2 Доставка из дома. До Сухуми ходит поезд  75 "Москва - Веселое" с Курского мимо Украины. Плацкартный билет на рыло стоит примерно 1300 руб. Плацкарт для двоек предпочтительнее, чем купе. Внимание! На Курском вокзале в нижнем переходе с нас пытались содрать за перегруз 7 000 (семь тысяч) рублей, но замучились. Будьте осторожны и бдительны. Распределяйте багаж по провожающим с частичным взвешиванием. После посадки в поезд - царство преферанса круглосуточно при возможностях современных личных фонарей. Только на перезакладе не орать!
       В Адлере стоянка - 1,5 часа. Можно и нужно закупить мясо, овощи, фрукты и зелень. Учтите, что поезд маневрирует и стартует до Абхазии примерно через 1 км после перемещения. От ст. Адлер в наше время ехали три вагона + ходят кондукторы и продают всем билеты примерно по 300 рублей до Сухуми (багаж им по-барабану). Не советую ехать без обратных билетов из Веселой до Москвы. Не удивляйтесь побитым и простреленным вокзалам в Гагре, Гудауте, Пицунде, Сухуми и т.д., все будет хорошо. Лично я не считаю на сегодня способ заброски группы до Адлера скоростным поездом с дальнейшим пересечением границы на авто более оптимальным и коротким (вариант: связаться с МЧС в Сочи, кто крутой).
      
       3 Поезд приходит в Сухуми примерно в 14 часов. Ни туда - ни сюда. Люди, опаленные войной, не знают, что такое "Квемо-Ажары". При фразе "ехать 80 км" какой-то альдебаран рискнул попробовать довезти нас на Газели за 4000 р., но его вовремя отговорили более опытные товарищи и правильно сделали.
       Короче, был вызван некий Тимур, который знал дорогу. Путем перелета и недолета мы сговорились на 8000 р. на его "козле". Затарившись верхним багажником для катамаранов, чачей, вином, ружьем и т.д. мы стартовали. После Амткела мои обиды по поводу 8 000 р. испарились. Дорога напрочь разбита военной техникой. Дорога над Багаткой очень похожа на самурскую над Цахурским каньоном (это - отдельный стол). Глубокой ночью нас довезли до абхазского блокпоста примерно в 1 км ниже пор. Канатка. Далее можно следовать только при наличии разрешения из Сухуми, которого у нас, естественно, не было. В 2 км ниже есть съезд к реке (примерно, 0,5 км выше п. "Утренний"), откуда мы и начали сплав за маджари после того, как съели почти все мясо, купленное в Адлере.
       Внимание! Тимур (тел. +9-954-425-01-20) и Руслан (тел. 27-56-29 мест.) - типичные представители нарождающейся абхазской буржуазии, с виду внятные ребята, которые готовы организовать оформление разрешения и доставку групп до верховья Кодори.
       Есть непроверенные сведения, что до верховья Кодори можно долететь на вертолете примерно за 25 000 р. Во время сплава почти каждый день вертолеты МИ-8 летали активно, вверх и обратно, по две-три штуки зараз.
       Абхазский блокпост стоит примерно в 7 км ниже Чхалты, выше стоят российские миротворцы. К марту 2009 года обещали абхазский блокпост передвинуть в Чхалту, соответственно, российские миротворцы переберутся еще выше. Говорят, что во времена базирования прогрузинского правительства Верхней Абхазии америкосы построили в Чхалте гостиницу, больницу, столовую и провели к ним из Грузии хорошую дорогу. Если хотите, проверьте.
       Вроде бы, в Чхалте и выше остались жить несколько сванских семей. Остальные сваны возвращаются с трудом, ибо они считают, что если вернутся, то предадут как минимум весь грузинский народ в целом и батона Саакашвили в частности.
      
       4 Сплав по Кодори - как всегда очарователен. Эта река предназначена для старых и малых. Чтобы получить от нее осенью спортивное удовольствие - надо или ничего не уметь или быть хорошо поддавшим с приличным животом, что не исключает соблюдения общепринятых правил техники безопасности. Я думаю, что пороги "Камни Чхалты" и "Канатка" не добавляют сплаву сложности, а выше пос. Квемо-Ажары я не был даже в счастливом советском детстве. Багатские скалы как всегда великолепны. За 1,5 км до выхода реки из гор в прижим свалился каменюка, вроде бы его не было, а, в остальном, лоция не изменилась. От выхода из гор до железнодорожного моста - примерно 5 часов хода с нашими коленями. Река распадается на протоки длиной до 8 км, поэтому лучше идти в прямой видимости. Деревья пытаются объединиться в завалы, но для грамотных проходы везде есть. Все поляны перед мостами железной дороги и шоссе на Сухуми превращены в горы щебенки. Единственным местом для "антистапеля" является поляна на левом берегу после автомобильного моста прямо перед железнодорожным. К ней идет съезд от шоссе.
       Особенности данного сплава следующие:
       Удалось оплатить и заказать хорошую погоду, ни одного облачка за шесть дней. Правда, при этом ночью - жуткий дуб с изморозью, днем - жара до 25 градусов. Половина группы спала под тентом и к утру мокла под дождем из собственного конденсата. Утром сплав хочется начинать только после ухода тени. Советую вставать на ночь в тех местах, где утром раньше появляется солнце. После выхода Кодори в долину и начала ареала вина утром конденсата на спящей вповалку под открытым небом группе не было.
       Вода - очень чистая, голубого цвета с небольшим молочным отливом в глубоких местах (известняк постарался). По рассказам местных жителей в это время в реке водится лосось и форель. Мы лично видели, как в Латах мужики ловили форель на притоке в 5 м выше уровня Кодори с помощью камней и рук. У более продвинутых местных рыбаков лосось обрывала леску толщиной 0,6 мм и блесну типа вроде "Норвич" (большая белая ложка). Самого лосося я не видал, но попробовать увидеть надо в следующий раз.
       Сегодня на Кодори не воруют, некому. Потерялась преемственность поколений. Все люди, которых мы встречали в Кодорском ущелье и ниже, относились к нам как к родным. Молодые ребята в военной форме с автоматами смотрели на нас как на диковинку, а более старшие вспоминали демонстрации на Кодори 17-20 лет назад, с влагой на глазах поили первых российских туристов как символов окончания войны и начала долгожданной мирной независимой жизни. Я лично лежа кричал, чтобы они готовили сотни литров вина для моих потомков, ибо демонстрации будут возрождены, гад буду.
       К старости я смог подробно изучить самые красивые места на Кодори - участок от Багатских скал до выхода из гор. Это то, что мы всегда старались в молодости побыстрее проскочить. Красивое место для ночевки - устье р. Амткел. Для большого лагеря имеется хорошая поляна на левом берегу за 200 м до этого устья. Далее - красивые уютные каньоны, над которыми возвышается справа г. Сахарная Голова.
      
       5 Доставка домой. К месту "антистапеля" после Сахо (см. ниже) мы подошли к вечеру. Назвавшиеся часовыми железнодорожного моста мужики встретили нас с чачей как налоговую, но тут же побежали докладывать на ближайший пост ДПС на трассе. Оттуда приехали грозные милиционеры и меня никакого в неопренке со всеми документами увезли от моих никаких товарищей. С непривычки к туристам меня начали прощупывать на предмет шпионажа, штрафа или чего-нибудь тому подобного. Я с трудом все выдержал (начал кончаться бензин), при этом заболтал их и себя насчет Нью-Васюков, после чего превратился в лучшего друга, затем был завезен в пекарню за горячим хлебом и положен на место к "антистапелю". На оживленных ночевках рекомендуется перед сном выбирать самого стойкого члена в качестве брата для братания с местным населением, а уж после этого почивать. Утром все кроме брата встали и к 11 часам собрали багаж. В срок нас забрал вооруженный предоплатой Тимур. Цена вопроса - 2 000 р. (из них 1 000 р. мы предоплатили еще на заброске). Около мостов мобильная связь с Тимуром работала. Кстати, утром без нашей просьбы с ДПС нам прислали какой-то проходящий пустой автобус, но мы были связаны договором с Тимуром. По железной дороге в сторону Очамчиры один раз в сутки ходит поезд, и тот товарный. Вроде бы хотели к следующему году восстановить аэропорт под Сухуми. Следите за прессой. В Сухуми заехали с Тимуром в хороший ресторан с плетеными домиками, отведали обширную абхазскую кухню с двумя глиняными кувшинами белого сухого заводского вина. Счет - 1500 (полторы) руб. Я думал - с каждого, оказалось - со всех пятерых.
       Вокзал в Сухуми похож на рейхстаг, стоит, но весь в пулях и осколках. Восстановлен только один флигель для кассы. Соседним домам через дорогу тоже досталось. Там есть несколько магазинов и ларьков. Краше всего - пальмы на платформе. Три вагона поезда  76 подгоняют за пару часов до отправления. Я думаю, что в день отъезда купить билеты до Москвы в Сухуми нереально, особенно для всей группы, да еще вместе. Вагоны забиваются под завязку мандаринами, хурмой и, наверное, вином. Внимание! Официально из Абхазии не разрешается вывозить в Россию домашнее вино и чачу. В Веселой ходят пограничники и таможенники обоих государств, но трясут только русские абхазов. В вагоне попадаются русские отдыхающие с побережья. Рожи такие же, как у нас. Таможенники туристов с непривычки вроде пока не трогают. На всякий случай при вопросе "вино везете?" я демонстративно блеванул, типа, там напились. Поэтому нашу 100-литровую герму, утрамбованную вином, чачей и фруктами, не искали. Наше купе с катамаранами выглядело самым свободным. По вагонам опять ходят кондуктора и продают билеты до Веселой примерно за 300 руб. Из еды в поезд (если вдруг будет аппетит) все можно купить в Сухуми, а также в Адлере вечером на 1,5-часовой стоянке, бабули с пирожками на крупных станциях тоже не дремлют. Обратно ехать грустнее и больнее, чем туда. Примерно в 14.00 часов через день поезд доставляет тела в Москву. Осталось отдать встречающим грифам их долю вина и фруктов, доползти домой, день-два полежать с просмотром любимого фильма "трещины в потолке", и "арбайтЄн".
      
       6 К вопросу о вино-чачечной продукции. В горной части Кодори сегодня ее делать некому (одна надежда на верхних сванов, до войны у них было относительно неплохое вино). Ущелье с виду безлюдно. В Латах у дороги единственный обитаемый дом, к которому можно подплыть с воды после автомобильного моста и красивого плавного булыганистого правого поворота перед разрушенным пешеходным мостиком. В этом доме живет Света, вдова подорвавшегося на мине абхазского командира. Так как в Латах много лет стояли миротворцы, Света с сыновьями открыла небольшой магазинчик с нехитрым миротворческим набором продуктов: шоколад, чипсы, печенье, Балтика-9 в банках и т.п., но не более. Судя по гулу машин по ночам сверху и обратно военная тропа к магазинчику не зарастает. Мы купили пива, часть чачи, приготовленной Светой для комбикормов, и получили следующую информацию: год был по части винограда неурожайным, сырья не хватило даже на сок, но у нее есть сын Руслан, который по предварительному заказу может подвезти все в Латы. С Русланом мы были знакомы, он пришел к нам на дым костра на стапеле, чтобы проверить сказки солдат о том, что понаехали москвичи. Обещал в следующие разы всё от оформления пропусков до любых напитков, короче, любую помощь (его телефон дан выше).
       Вторая и основная на сегодня винная точка находится на выходе Кодори из горной части в широкую долину. После последнего бома необходимо срочно пристать к плитам правого берега и по зеленой дорожке среди ежевики подняться наверх через мандариновые, лимонные и хурмовые сады. В дом посередине склона заходить не нужно, надо идти выше. Спросить Сахо. Их живет три брата-армянина (наверное, поэтому их не тронули во время войны). Старший брат работает старшим братом, средний брат Альберт гонит чачу на агрегате 17 века, а младший брат Сахо делает неплохое вино. Мы попробовали у Альберта первую перегонку чачи - теплый ароматный 20-градусный напиток, а затем перешли к выдержанному красному вину. Мы пошли за вином на полчаса, а приползли через четыре часа (старики меня поймут). Вообще, учитесь быть в питье стайерами, а не спринтерами, вам же лучше будет. Мне как самому старшему и опытному пришлось вести стол. Самый злободневный тост про "говно, не имеющее национальности", пришлось повторять три раза и все время по-разному. Сахо выкатил самое лучшее вино, другого нет, так как на продажу его никто сейчас не делает - продавать пока некому. Деньги за вино хозяин брать не хотел, поэтому мы их спрятали в доме, но вечером дети их нашли и отдали "ацу радному". Утром пришел обиженный Сахо с мешком мандаринов, хурмы и лимонов и по предварительной договоренности повез нас на открытом "козлике" за 3 км к шурину за белым вином. Там удалось и выполнить цель нашего похода - купить классического маджари. К белому вину надо относиться осторожно, они что-то кладущее на бок в него добавляют. Три года назад хванчкара из "кеври" на Риони стоила 4 лари литр, поэтому с учетом инфляции органолептическим методом я определил цену вина на Кодори у Сахо и его шурина по 100 руб. за литр. Кому покажется дорого, пусть валит на "богатых проклятых москалей", задирающих цены.
       Кстати, Сахо оставил свой телефон +9-954-492-74-72 и в декабре поздравлял нас с Новым годом. Ему можно заказать заранее вина и чачи, а Альберт за хорошую блесну очачит на полную катушку. Они все рыбаки и радуются этим. По словам Сахо в п. Ганахлеба вино делают тоннами, но, во-первых, село находится далеко от реки, а во-вторых, надо идти самой правой протокой, ибо пешеходный мост разрушен. В п. Нея напротив пешеходного моста сейчас никто не живет, война - гадина.
      
       7 К вопросу о минах. По моему мнению, из-за интенсивных сезонных и дождевых перепадов воды по берегам реки Кодори мин нет. У воды люди не живут и не воюют. И даже если какие-то отмороженные грузины и ставили мины там, то эти мины смываются ближайшим паводком. Само Кодорское ущелье имеет очень запущенный вид. Все просмотровые, винные и прочие туристские тропы очень заросли. После ухода человека живущего развелось много медведей, рыси, копытных, а также военных и гражданских охотников. ВсК это бродит днем и ночью по горам, добывает друг друга и плюет на все мины. С п. Латы по берегам начинают ходить коровы, которые, вероятно, давно зачистили собой мины еще много лет назад. В православном верховье этим занимаются свиньи. К тому же я читал в Интернете, что несколько лет разминированием Кодорского ущелья занимается какая-то английская фирма. Следы их деятельности мы видели один раз на обеде сразу после Багатских скал. Два коридорчика шириной примерно 2 м, обрамленные аккуратными белыми с красным верхом палочками, спускались к воде от моста над Багатскими скалами. Подразумевается, что внутри коридорчиков мин нет. Я предполагаю, что это сделано для иноземных туристов в целях выдавливания адреналина. Еще одну такую палочку мы видели в устье р. Амткел и на всякий случай ушли ночевать на левый берег рядом с сегодняшними медвежьими следами. Так спокойнее.
       Несмотря на все вышесказанное необходимо при посещении верховья Кодори расспросить местных жителей и на блокпостах насчет мин, да и в чащу в туалет и за дровами лучше не ходить (кстати, необязательно из-за мин).
      
       8 К вопросу о барышнях. На всякий случай советую пока не брать: во-первых, целее будут; во-вторых, не надо тщательнее обычного планировать ночевки; в-третьих, меньше солдат и братающихся будет шастать около костра (шутка). Вообще в Абхазии сейчас к россиянам относятся как к освободителям со всеми вытекающими, как относятся к россиянкам, я не знаю. Проверьте, если уж совсем без женщин невмоготу. Хотя усталые, но довольные глаза двух девушек-художниц, отдыхавших на побережье три месяца, которых мы встретили в обратном поезде, только и могли пить вино. Их остальное было не с нами.
      
       9 К вопросу о деньгах. Каждому из нас в октябре 2008 года поход обошелся в двенадцать тысяч рублей с дешевым поездом, но со всеми излишествами (проигрыш в преферанс не в счет). Я считаю, что Вам можно обойтись и в семь тысяч. Поэтому никакого вопроса о деньгах нет.
      

    Подамбула

       Я уверен, что каждый человек, взаимно любящий Н«О, должен побывать на Кодори. Ведь эта река (как и Супса) является дверью в потрясный сплавной мир Закавказья, и эту дверь необходимо обязательно открыть для себя. А там, глядишь, и политики помирятся, и можно будет ехать дальше в Грузию. Вообще, Кодори - добрая река, потому что при малой воде она маскирует недостатки группы, а при большой - подчеркивает ее достоинства. Что является незаменимой чертой ее характера в учебно-методическом плане.
       Поэтому, желаю накопить денег, собрать для первого раза небольшую свою команду, башни наголо, и флаг Вам в руки по самое древко. В добрый час.
      
       P.S. Не забудьте убирать из абхазских слов грузинское окончание "и" (например, Цхинвал, Сухум, Кодор, маджар и т.д.). Это не смертельно, но желательно.
  • Комментарии: 5, последний от 08/11/2010.
  • © Copyright Швец Сергей Владимирович (vodnik@pochta.ru)
  • Обновлено: 08/03/2009. 19k. Статистика.
  • Водный:Кавказ
  • Оценка: 6.89*8  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка