Пахтусов Сергей Сергеевич: другие произведения.

Рассказ: Московия. От_Морозок или туда-обратно

[Современная][Классика][Фантастика][Остросюжетная][Самиздат][Музыка][Заграница]|Туризм|[ArtOfWar]
Активный туризм: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 1, последний от 29/01/2021.
  • © Copyright Пахтусов Сергей Сергеевич (sigurd88@mail.ru)
  • Обновлено: 12/03/2009. 18k. Статистика.
  • Рассказ. Прочее:Подмосковье , 100 км , Ноги
  • Дата похода 22/02/2009 {1 дн}
  • Маршрут: Поварово - Ивлево - Морозки - Герасимиха - Радонеж (не доезжая 3-4 км) - Хлыбы - Кузяево - пл. Турист
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О моём участии в "Сафроновской сотне" (официальная информация вот здесь: http://aisafronov.100km.ru/pohod/100km-za-odin-den09)


  • Московия. ОтМорозок или туда-обратно.

    Рассказ о моём первом лыжном супермарафоне "100 км за один день" ("Сафроновская сотня") по маршруту Поварово - Ивлево - Морозки - Герасимиха - Радонеж (не доезжая 3-4 км) - Хлыбы - Кузяево - пл. Турист, пройденном 22 февраля 2009 года

      
      
       Когда только самые первые мысли пробежать гонку "100 км за один день" стали появляться в моей голове, я уже знал, что если действительно пробегу её - то обязательно напишу что-нибудь об этом. Пробежал. И на основании "пережитого" родились два текста, близких друг к другу по изложению фактов, но очень разных по цели написания.
       Этот текст имеет характер повествовательный, то есть правдиво и по скромным авторским возможностям красочно описывает пройденную гонку. Один из моих туристических наставников - небезызвестный Алексей Савватеев описал свою первую пройденную сотню в дневнике, который можно увидеть, например, по адресу http://citforum.ru/~savvateev/text/100km.html. Там он рассказал, что одним из поводов побежать стала здоровая конкуренция с его другом - не менее известным Сашей Тонисом. Мне до лавров этих матёрых лосей ещё далеко, так далеко, что пока даже не видно насколько. Но, тем не менее, по-юношески дерзкое, но доброе чувство конкуренции к этим достойным людям, желание когда-нибудь догнать и перегнать их, играет где-то внутри меня. И это есть первая, хотя и притянутая за уши, аналогия моего рассказа с рассказом Савватеева, который можно без всякого сомнения считать идейным предшественником моего.
      
       Если не считать двух небольших выходов с Димой Шварцем зимой 2006/2007 - этот сезон является первым моим полноценным лыжным сезоном. Начал я в конце декабря, всё с тем же Димой, после чего не пропускал ни одних выходных кроме 14-15 февраля, когда решил отсидеться дома после небольшой простуды. Ещё возвращаясь домой тремя поездами с Алтая в августе, я начал мечтать о лыжах зимой. Эта долгожданная зима, хоть и поздно, но наступила. Первые выходы только придали мне желания кататься дальше - так меня завлекло это дело. Уже в январе я стал присоединяться к одной из сильнейших московских групп ПВД - группе Сафронова. К концу января, когда каждым следующим выходом я бил для себя рекорды по километражу за один день, я уже стал задумываться о сотне.
       Когда пришло время записи на гонку, я не нашёл аргументов против того, чтобы это сделать, и зарегистрировался. Я не ставил себе никаких недостижимых целей. Единственной задачей, которую я себе поставил, было просто пробежать, ограничением - вернуться вечером домой. Техники у меня особо нет, опыта - тоже всего-ничего: один, урезанный из-за климатических условий, сезон, снаряжение - старенькое и потрёпанное. Да и не бегал я до того дня более 60 км за один день. Но ничего меня не остановило в осуществлении моей идеи. А хреновая техника, изношенное снаряжение придавали лишь дополнительной мотивации и интереса, прям по великому герметическому принципу: "ignotum per ignotius".
       И вот, 22 февраля, вместе со всей группой я сел в электричку на Тверь, отправлявшуюся с Ленинградского вокзала в 7:00. В электричке получил свой 48-ой номер, сдал взнос (ибо из-за пропуска крайнего перед гонкой выхода я договаривался об участии по телефону с А.И. Сафроновым) и стал готовиться. В предыдущих выходах я хорошо изучил отрезок от урочища Кочергино до самого финиша и более-менее помнил все сложные с точки зрения ориентирования места. А вот стартовый отрезок (Поварово - Кочергино) я, как мне тогда казалось, не видел. После старта я понял, что это не так - в одном из походов с Димой в этом году мы так же начинали этим путём, да и вообще он довольно известный. Так что весь маршрут гонки я, в принципе, знал хорошо. Это сослужило мне очень добрую службу. Не зря во время подготовительных выходов я каждые 15 минут доставал карту и проводил рекогносцировку. Без знания местности на сотне может статься весьма тяжко!
       В 8:04 электричка пришла на ст. Поварово. Это означает старт гонки. Около пятидесяти человек ринулось из поезда через посёлок к началу дистанции. Я, естественно, понимал, что моё место - одно из последних, поэтому сильно не бежал, а спокойно дошёл до площадки, где вместе с другими участниками одел лыжи. Оглянувшись назад перед началом своего движения, я увидел лишь человек 5-6 и понял, что уже спокойно могу стартовать. Однако на первых сотнях метров я пропустил вперёд себя ещё человек 10 и, притом, ехал не последним. Сразу после старта произошёл и первый сход - у одного из участников очень обидно сломалась лыжа.
       Решив сразу не рвать, я спокойно ехал первые километров 15, прислушиваясь сам к себе, к лыжам, к погоде. Погода, к слову, была замечательная - ясно, -10 - -15 градусов. Скольжение (притом, что я никак не обрабатывал лыжи для него) тоже вполне устраивало. Стартовал я одним из последних, и на начальном отрезке даже совершил несколько обгонов. Психологически хорошо повлиял на меня выход на Раковскую просеку. Просто в одном из подготовительных выходов я по глупости просмотрел поворот на неё и некоторое время поблуждал в том районе. Не за горами уже был и 25-ый километр, где находится традиционно первый питьевой пункт. На этом пункте я был сфотографирован, выпил стаканчик морса и съел пару куражин. Первую четверть дистанции я, не торопя ход событий, преодолел примерно за 2 часа 45 минут. При моём общем ориентире на время 12 часов - было вполне себе неплохо.
       Большие надежды я возлагал на участок от питьевого пункта до костра у ст. Морозки. Почему то показалось мне, что он довольно гладкий и простой. Хренушки. Да, до Волгуши действительно ехать было просто и приятно, так как в основном под горку. Спуски с этих горок вызывали у меня особую гордость перед самим собой. Я на них наконец-то прекрасно контролировал и свою скорость, и направление движения, чего у меня на протяжении всего сезона получалось довольно плохо (стоит заметить, что не в последнюю очередь из-за несколько разболтанных креплений и ботинок, которые в этих креплениях имеют неплохой такой люфт - вот и получается, что ногу повернул уже на приличный угол, а лыжа едет всё туда же, куда и раньше).
       А вот после преодоления Волгуши и Клубиша началась своего рода пытка. Что-то я не учёл, что от этих речек до Морозок одни сплошные длинные пологие подъёмы. Силы постепенно стали оставлять меня, а в районе деревне Григорково стало совсем грустно. И подъём там довольно изматывающий, и Солнце слепило, отражаясь световой бездной от подмороженного снега большого белого поля (очень к месту пришлись тогда взятые мной в последнее мгновенье перед выходом тёмные очки), и небольшая поясная сумка казалась многокилограммовой обузой, тянущей вниз. Но душу грела близость первого костра поддержки. И дошёл я до него ровно 13:00. Хорошее время - вполне в мои планы укладывающееся.
       На костре я, наверное, засиделся (а может оно и к лучшему, ибо как показало дальнейшее развитие событий, именно километры перед Морозками были для меня тяжелейшими с точки зрения силы).
       С костра к станции я двинулся почему-то не по прекрасно известному мне пути, по полям к югу от посёлка, а по обледенелой (в смысле абсолютно ледяной) автомобильной дороге через сам посёлок. Я не знаю, какова была скорость на том спуске, но расшибиться, не совладав с управлением на этом наклонном катке, я мог капитально.
       Канал им. Москвы успешно преодолел по льду, благо мороз был хороший. После отдыха на костре было довольно сложно снова "разогнаться". Икроножные мышцы пыталось сводить, особенно при вынимании и вдевании их в крепления при переходе дорог.
       Вот как раз участок от Морозок (примерно 45-ый километр дистанции) до Радонежского костра (примерно 75-ый километр дистанции) действительно сошёлся с моими представлениями о нём и оказался очень щадящим: нет ни длинных подъёмов, ни экстремальных спусков, приятные лесные просеки и тропы. В одном месте, немного не доходя до второго питьевого пункта, чуть не столкнулся со встречным лыжником в овражке, куда мы оба на большой скорости съехали с горок, но так как к моменту встречи я уже взлетал по инерции вверх, а он ещё не достиг конца горки, пришлось мне отпрыгнуть на метр в сторону.
       На питьевом пункте перед Герасимихой я был около 16:00. Умудрился и там посидеть минут 5-10, хотя остальные там просто останавливались, перекусывали на лыжне и ехали дальше.
       До Радонежского костра удалось доехать засветло. При этом я совершил первый оригинальный манёвр, когда повернул направо одной просекой раньше по какой-то средней набитости лыжне. Доехав до её середины, я понял, что не может быть, чтобы по ней уже проехало 40 человек, которые движутся впереди меня и вернулся. После этого начались процессы психического беспорядка. Двигаясь дальше в направлении Радонежа, я терзал себя мыслью, что вдруг это всё же была та самая просека, а сейчас я еду уже мимо своей первой сотни на досрочный финиш в Радонеже. Но терзания мои прекратились, когда я увидел красочные маркеры на том самом, нужном повороте.
       И на Радонежском костре я сидел долго, ни в чём себе не отказывая. Добрые тёти кормили и поили меня, добрые дяди смазывали лыжи. Темнело. Впереди были ещё 25 километров (грубо говоря, до финиша около 20 и ещё 5 до железной дороги), на которые я отправился примерно в 18:30.
       До самой Яхромы всё было лучше некуда: настроение боевое, подмороженная без солнечного света лыжня обеспечивает хорошее скольжение, лес кругом красив и довольно дик для Подмосковья. Время от времени развлекал себя мыслями о том, что буду делать, если на меня нападёт волк.
       Перед Яхромой начались плохо узнаваемые мной в ночи развилки лыжни, а вместе с ними и приключения. Я прекрасно запомнил скоростной спуск к реке, оканчивающийся настилом из тонких деревьев, с которых две недели назад прыгнул как с трамплина и чуть не улетел в речку. В этот раз к реке я спустился в каком-то другом месте - явно южнее. Правда в том месте оказался деревянный мост, по которому я и перешёл Яхрому, решив искать своё счастье на том берегу, а не рыскать в поисках потерянной правильной лыжни на этом. То место, на которое я вышел, показалось мне во тьме настоящим бронетанковым полигоном: колеи огромных гусениц, гравий вперемешку с песком, и откуда-то сверху лает собака. Колорита добавлял также одинокий экскаватор (или бульдозер?), в который, как мне казалось, окажись это место действительно полигоном и реши военные провести ночные стрельбы, полетели бы снаряды, не просто ж так он там стоял. Покружив по следам воображаемых танков, я вернулся к реке, туда, где вдоль неё шла какая-то лыжня (по ней явно шёл лишь один человек, да и то во встречном мне направлении). По этой лыжне пошёл на север и вскоре достиг оконечности заветного металлического забора, вдоль которого проходит дистанция гонки. Пока я блуждал в поисках верного пути, меня успели обогнать почти все, кто ехал сзади (а таких было).
       Обогнул Хлыбы, проехал Ассаурово. В лесу перед Андрейково стал наслаждаться окружающими видами. Мириадами искр на заснеженной поверхности земли и ветках дерев горели мельчайшие кристаллики льда. Слева по ходу, в ясном ночном небе висело яркое созвездие, которое показалось мне тогда абсолютно одиноким и идеально симметричным. Я дышал русским морозом, который грел меня лучше всякого тепла, лучше любого алкоголя, лучше пушистого животного, он наполнял меня живительными, жизненными силами.
       Моё искреннее любование природой прервалось, когда я встретил лбом низко висящий сук, который сбил с меня фонарь и шапку. Фонарь после этого стал глючить, практически сдох. Вместо света он создавал только размытое невнятное голубоватое пятно под ногами. Но и тут мне повезло: на спуске после Андрейково я догнал двух человек, всё время шедших тандемом, с которыми пересекался уже не раз на протяжении гонки. Подъём перед Сычёвками и финишные километры преодолели вместе.
       И вот он! Заветный финиш. Время - около полдесятого. Жаль, что и водку и сувенирные футболки уже увезли. Однако костёр поддерживается, есть еда, питьё, гитара - всё здорово.
       Как хочется уже домой. Вскоре ухожу с костра с товарищем почтенного возраста (фонарь-то мой, кажется, совсем, накрылся). Нужно ещё доехать до станции. Мой ведущий останавливается и что-то делает. Я тоже решаю поменять, воспользовавшись паузой, перчатки на шерстяные, а то руки начали мёрзнуть. Пока я это делаю задубевшими пальцами, товарищ уезжает вперёд. Выехав на поле, я его не увидел, и продолжил путь в одиночку. Тут приключения продолжились.
       Нужной лыжни я найти не смог, искал плохо, поэтому поехал по автомобильной дороге. Под ногами было чёрти что, фонарь это не освещал, я периодически спотыкался. Уже поняв, что еду не туда, куда надо бы, решаю просто не терять время и пробиваться туда, куда подсказывают чувства. Вышел к какому-то посёлку по буранкам. В посёлке нашёл прямую широкую дорогу, направленную на запад. По ней и пошёл. Лыжи при этом снял, потому что дорога была покрыта очень неровным льдом. Сил было ещё много, а вот время таяло: я решил пробежаться. Упал один раз. Встал, побежал снова... через несколько метров упал ещё раз. Больно ушиб правое колено. Тут проснулось моё мышление и сказало, что я так и контроль над собой могу потерять.
       Успокоив порывы добраться быстрее до станции, я спокойно вышел к каналу. Только вот куда мне теперь надо двигаться вдоль него - влево или вправо. Всё время до спуска к каналу, в нескольких километрах к югу маячили огни какого-то огромного моста. Но я не верил, что это мост в Морозках - слишком уж грандиозным он мне казался в ночи по сравнению с виденным днём. Да и где-то к северу виднелись очертания какого-то гидротехнического сооружения, без особой иллюминации. Локи меня раздери, я решил, что мне именно туда - на север. Ну никак не пришло мне в голову, что на искомом мосту должны как минимум проноситься огни фар многочисленных машин. Ну не мог я предположить, что я ушёл севернее Морозок, интуиция ошибочно говорила мне, что я уклонился от них к югу.
       Я двинул вдоль канала на север. Достиг того, что мне казалось мостом. Это оказалось какое-то сооружение типа пристани, без какого-либо моста. Там я докричался до вахтёрши этого объекта, которая долго боялась ко мне подойти. Я расспросил её, где я и как тут обстановка с ледовым покровом. Оказалось, я находился всего в километре от станции Турист. Но как минимум одно препятствие: канал. Канал, в котором подо льдом тонули люди. А на подъездах к вышеупомянутому объекту мне казалось, что у противоположного берега я видел обширные полыньи.
       Тогда я помчался обратно, снова на юг, ища какие-нибудь следы, идущие через канал. Метров через 500 я такие следы нашёл, и без долгих раздумий форсировал водную преграду, вылез ёлочкой на крутой противоположный берег и уткнулся в высоченную крутую насыпь, тянущуюся вдоль канала. Вдоль этой насыпи, по целине, я снова поехал на север. Вскоре увидел лестницу, которая поднимается по этой насыпи прямо к небольшой часовне. Лестница была сплошь покрыта льдом и представляла собой обычную горку без какого-либо намёка на ступеньки. Я поднялся, подтягиваясь за перила этой лестницы, по снегу склона сбоку от неё и вышел в посёлок (не знаю точно, как он называется, сомневаюсь, что совпадает с названием платформы "Турист"). На моё счастье мне быстро подвернулся прохожий, объяснивший мне как дойти до станции.
       На платформе я был в 23:15. До последней электрички было 10 минут. Я начал думать о жизни. Электричка пришла и повезла меня домой... Первая сотня пройдена!
      
       Не могу не отпустить несколько благодарностей за этот замечательный праздник жизни, которым является супермарафон "100 км за один день". Конечно, в первую очередь всей группе Сафронова и лично Александру Ивановичу за организацию соревнования, поддержки, дружеской борьбы и взаимовыручки на дистанции и около неё.
       И несколько личных. Отдельная - Лёше Савватееву за то идейное наследие, о котором было уже сказано во вступлении. Туристические и, особенно, туристско-литературные достижения этого человека ещё долго не дадут мне спокойно спать. Ну и, конечно же, людям, которые были со мной на этапах моего далеко незавершённого лыжного становления: моему дорогому папе (который уже не помню когда поставил меня на лыжи и учил самым основам, регулярно выводя на них кататься, а я ещё не очень хотел), Диме Шварцу (который первым показал мне, что бывают подобные развлечения - однодневные многокилометровые лыжные забеги на природе - и открыл для меня множество особенностей и хитростей этого занятия) и Александру Анисимову (который стал для меня первым товарищем в группе Сафронова, поведал о традициях группы и научил в моих первых выходах с ГС многим полезным вещам).
      
      

    Сергей Пахтусов,

    24.02 и 04.03 2009

      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Комментарии: 1, последний от 29/01/2021.
  • © Copyright Пахтусов Сергей Сергеевич (sigurd88@mail.ru)
  • Обновлено: 12/03/2009. 18k. Статистика.
  • Прочее:Подмосковье
  •  Ваша оценка:

    Техподдержка: Петриенко Павел.
    Активный туризм
    ОТЧЕТЫ

    Это наша кнопка