Новак Анатолий Владимирович: другие произведения.

Отчет: Хорватия: славяне вместо римлян. Часть 2-я: Рыбный пикник

• © Copyright Новак Анатолий Владимирович (anovak2002@gmail.com)
  • Обновлено: 05/09/2012. 22k. Статистика.
  • Отчет. Путешествие:Европа ,Хорватия , Лодка
  • Дата похода 02/09/2008 {8 дн}
  • Маршрут: Трогир-остров Solta - Остров Ciova
  • Иллюстрации/приложения: 52 штук.
    Капуччино и мачиато. Ракия, она же чача, она же граппа. Утопить бабушку. Остров Solta. Город Maslinica. Монастырь или дом престарелых? Остров Ciovo, городок Okrug. Харчевня "Три пескаря". Скудный обед. Охота на осу. Волшебная вода. Набережная. Кемпинг. Памятник Деве Марии и Младенцу. Краткая история Хорватии.

•    Хорватия: славяне вместо римлян

Часть 2-я: Рыбный пикник

День третий - Вторник, 2 сентября 2008 года. День российской гвардии.

Встали мы около 8-ми утра и, поглядев в окно, с удивлением обнаружили зарядивший дождик, закончившийся неожиданно быстро - ветром хмарь гнало на север, прочь от моря.
       Как и все прочие постояльцы, на завтраке мы всерьез прикипели к кофе-машинам, бесперебойно изготавливавшим несколько видов волшебного напитка - работницы ресторана еле успевали менять в них кассеты с кофе различных сортов. Порция кофе, выдаваемая автоматами, рассчитана была на крохотную чашечку, поэтому программу приходилось повторять раза три - пока стандартная ресторанная чашка не наполнялась целиком. Именно поэтому очередь к кофе-машинам никогда не иссякала, тем более что некоторые бестолковые постояльцы использовали кофе-машины как источник кипятка, хотя титаны находились рядом и к ним-то как раз никакой очереди не имелось.
       Кофе был настолько вкусен, что я взял две чашки сразу - одну с капуччино, другую - с мачиато, хотя вообще-то предпочитаю чай, причем зеленый. Из других особенностей завтрака в "Медене" стоило отметить на удивление приличные сыр и колбасу, а также очень вкусную жареную рыбку меньше мизинца размером.
       Отплытие было назначено на 10-00, так что торопиться не приходилось: кофе вприкуску с рыбкой пошло замечательно.
       У причала на пляже мы доплатили Антонио 700 кун и в ожидании кораблика прогулялись по торговым точкам. Все было еще закрыто, работала только одна тетка, у которой жена купила черную пляжную сумку за 89 кун.
       Кто рано встает, тому Бог подает! Носить же полотенца в сумке куда как удобнее, чем в пакетах.
       Плакат на пляже предлагал поездку к водопадам на реке Крка плюс фиш-пикник за 360 - на 200 кун дороже, чем наша. Фиш-пикник-карта [Сканированный буклет]
       Ровно в 10-00 к причалу, как и было обещано, подошел "Duje" - cтандартный двухпалубный прогулочный кораблик и Антонио организовал погрузку на него. Разместились мы на нижней палубе - боялись обгореть. Команда начала раздачу вафлей и чипсов на подносе, каждому также было предложено по 50 граммов ракии в пластиковом стаканчике. Ракия оказалась обыкновенной виноградной водкой, крепостью градусов примерно в 38. Мы душевно закусили ее купленным вчера инжиром. Dujo [Анатолий Новак]
       Кроме нас русских на корабле больше не было и мы с любопытством разглядывали остальных пассажиров: немцев, поляков, англичан, турков - полный интернационал! Забавно было наблюдать, как некоторые пассажиры, морщась и вздыхая, запивали эти несчастные 50 граммов минеральной водой. После этого иностранцы сожрали все вафли и чипсы, а потом бросились к стойке бара запивать все это бесплатным компотом. Компот (неестественно алого цвета) разливали в кувшины в неограниченных количествах: еще бы - делали-то его из порошка! Это мы в окне кухни увидели. Dujo-позор [Анатолий Новак]
       -На сушняк пробило! -ухмыльнулись мы.- Последствия злоупотребления халявой.
       Ракии мы больше не получили - вот тебе и "неограниченно"! Впрочем, оно и к лучшему: солнце жарило не по-детски и можно было себе представить, что бы произошло с иностранцами, органически не способными отказаться от любой халявы. Городок слева от Медены [Анатолий Новак]
       "Duje" бодро пилил по абсолютно гладкому морю. Обернувшись назад, мы наконец увидели "Медену" целиком. Слева от нее располагался какой-то городок с всенепременной колокольней. На одном из крохотных островков, раскиданных по морю во множестве, стоял небольшой белый маяк. Между островками шныряли яхты и корабли всех размеров. Острова [Анатолий Новак] Острова-2 [Анатолий Новак] Острова-3 [Анатолий Новак] Маяк [Анатолий Новак]
       На верхней палубе народ загорал на полную катушку: судя по бледной коже большинства подставивших свои тела солнцу, ближайшие 3 дня им предстояло провести в номере, лечась от солнечных ожогов. На верхней палубе [Анатолий Новак] Карьер [Анатолий Новак]
       В 11 часов утра "Duje" завернул в бухту на острове Solta, в глубине ее виднелся монастырь. Некая бабушка, усевшись на носу небольшого катера, задницей полностью загородила обзор своему мужу-рулевому, так что катер еле увернулся из-под носа нашего корабля, после чего муж передумал идти в бухту и повернул обратно в море - топить бабку. Бабушка на катере [Анатолий Новак]
       Бухта была крохотная и "Duje" причалил к паруснику-ресторану с пиратским флагом, через него мы и сошли на берег города Maslinica. На пирсе стоял матрос с высоко поднятой табличкой "Отправление с Solta в 12-30". Солта-ресторан под пиратским флагом [Анатолий Новак] Остров Солта-причал [Анатолий Новак]
       Зачем нас высадили на острове, мы так и не поняли: город был крохотным, а бухта для купания не приспособлена. Может, кофе выпить и ноги размять? Прогулявшись, в конце улицы мы уперлись в частные владения, попробовали с куста мелкой ежевики и вернулись на набережную, где заглянули в конобу "Saskinja". 3 эспрессо, 4 мороженых и две бутылки "Карловачки" вместе с чаевыми обошлись нам в 60 кун. Бухта Солта [Анатолий Новак] Кораблики [Анатолий Новак]
       -Свежесваренный кофе по 30 рублей за чашку? -удивились мы.- Цены - совсем не московские.
       Сидя за столом под навесом, мы спорили, что из себя представляет комплекс зданий на противоположном берегу бухты.
       -Монастырь! -настаивал я.
       -Частный замок или дом престарелых! -утверждали сестренки.
       Ровно в полдень в "доме престарелых" бухнул колокол и спор прекратился сам собою. Монастырь [Анатолий Новак]
       Настроение у всех было благостным. Солта-парусник [Анатолий Новак]
       Покинув конобу, двинулись в сторону причала.
       Погрузившись на "Duje", пустились в обратный путь и примерно через час наш кораблик причалил к острову Чиово (Ciovo), в районе городка Okrug. Остров Солта-выход из бухты [Анатолий Новак] Остров Солта-мыс [Анатолий Новак]
       Но перед этим мы заметили снижавшийся самолет, похоже - транспортный.
       -Лесной пожар тушить собрался что ли? -размышлял вслух я. Транспортный самолет-посадка [Анатолий Новак]
       -Ага, -заметила жена.- Всем телом: шасси-то у него выпущены!
       Полезно - не всегда правда - иметь острое зрение. Швартуемся [Анатолий Новак] Чиово-причал [Анатолий Новак] Чиово-сосны [Анатолий Новак]
       На берегу бухты виднелась большая отдельно стоящая каменная печь и мы поняли, что не пропадем - нас покормят, почудилось даже, что дымком попахивает.
       Частную территорию, куда мы пришли, помимо печи украшали деревянные столы со скамьями, укрытые навесами на столбах. Чиово-харчевня Три Пескаря [Анатолий Новак]
       -Харчевня "Три пескаря"! -сразу поняли мы и не ошиблись.
       Поданный обед выглядел скудновато: хлеб, компот в графине, 1,5 литра домашнего красного сухого вина в пластиковой бутылке (на всех), свежий салат и скумбрия, жаренная на гриле (по рыбке каждому). Чиово-скумбрия [Анатолий Новак]
       Единственная на всю окрестность оса атаковала во время обеда почему-то именно наш кувшин с компотом. Пакость заключалась в том, что ежели бы она залезла в него и пила бы себе спокойно, никто бы и слова не сказал (компот нас не интересовал), так нет ведь - оса периодически из кувшина вылезала, дабы передохнуть и размяться. Полет ее крайне пугал барышень и я с азартом предложил на осу поохотиться. Бухта на Чиово [Анатолий Новак]
       -Зачем? -пожал плечами пасынок и накрыл кувшин салфеткой, укрепив ее сверху ломтем хлеба. Разочарованная оса полетела к другому кувшину. Чиово-частная территория [Анатолий Новак]
       Рыба была вкусной, а вот вино - нет: это было дрянное винцо, какое с легкостью можно купить где-нибудь типа Сочи. Тем не менее, в отличие от салата и рыбы, вина (как и ракии) больше не выдавали. Итальянцы, покинувшие соседний столик, им побрезговали и с согласия официанта, принесшего нам чистые пластиковые стаканы, мы прихватили их бутылку с собой на пляж, на котором очутились первыми.
       Вода оказалась волшебной, в нашем распоряжении оставалось почти 2,5 часа и провели мы их весьма неплохо. Постепенно подтянулись остальные и небольшой пляж заполнился. Один из иностранцев подобрал в море воронье перо и с детским восторгом стал изображать из себя индейца. Купались все в прозрачной теплой воде до одури. Чиово-индеец [Анатолий Новак] Чиово-пляж [Анатолий Новак] Чиово-пляж-2 [Анатолий Новак]
       Нырнув с маской, я вытащил на берег почерневшее от воды полено и положил его на камни. Через некоторое время полено исчезло: похоже, прибрал его хозяин пляжа, почерневший (только от солнца) пожилой хорват с массивной золотой цепью на шее - не то для жарки новых порций скумбрии, не то для производства сувениров (топляк - вещь ценная).
       Кораблик наш стоял тут же. В 16-00, когда мы отправились в обратный путь, нас приветствовали с соседней яхты. Ровно через час "Duje" причалил к пирсу "Медены". остров Чиово- Dujo [Анатолий Новак] Чиово-яхта [Анатолий Новак] Медена [Анатолий Новак]
       Приняв душ и переодевшись, отправились по набережной в сторону Трогира. Слева от нас тянулись частные дома с огородами. Хозяева поливали будущий (второй по счету?) урожай. Справа местами встречался мраморный парапет в совершенно советском духе. Жучка [Анатолий Новак] Болгарские перцы и цветная капуста [Анатолий Новак] Камень и Море [Анатолий Новак] Лодки [Анатолий Новак]
       Потом дома кончились и показалась территория большого кемпинга, заставленная автодомами и прицепами-дачами. На толстом стволе дерева укреплены были запрещающие знаки и огнетушитель. Имелся в кемпинге и собственный магазин. Кемпинг [Анатолий Новак] Кемпинг-2 [Анатолий Новак] Кемпинг-огнетушитель [Анатолий Новак]
       -Полный отстой! -решили мы, посетив его.- Если туристы полагают, что на отеле сэкономили, то тут они правы, но экономию эту они на бензоколонках и в здешнем магазине оставляют! Полив перцев [Анатолий Новак] Американская агава [Анатолий Новак] Пляж [Анатолий Новак] Все на продажу [Анатолий Новак] Арка [Анатолий Новак]
       Крохотный старинный городок, обещанный гидом, располагался сразу за кемпингом. Магазинов с правильными ценами мы в нем не обнаружили, зато разглядели грубовато исполненный памятник Деве Марии с Младенцем. Если внимательно присмотреться, то видно было, что каменная Дева смотрит на Младенца, дрожащего от холода, с явной неприязнью. Мадонна [Анатолий Новак]
       -Не в одной только Москве Церетели водятся! -резюмировали мы. Старинный городок [Анатолий Новак] Старинный городок-2 [Анатолий Новак] Сейнер [Анатолий Новак]
       Сопровождаемые волшебным закатом, мы вернулись в отель. Пальмы на закате [Анатолий Новак] Волшебный закат [Анатолий Новак]
       После ужина я прочел кое-что из истории Хорватии. Выглядит она вкратце так.
       Со временем жители Далмации занялись морским пиратством - бизнесом хоть и рискованным, зато высокодоходным, чем вызвали огромное неудовольствие Рима, судоходство которого страдало больше всех. Кончилось тем, что римляне приступили к планомерному завоеванию территории нынешней Хорватии (3-1 века до н.э.).
       Само слово "pirata", заимствованное у греков для обозначения морских разбойников, введено было в оборот именно римлянами. Против далматинских пиратов, превративших прилегающую к Далмации часть Адриатики в свою единоличную вотчину, карательные экспедиции римляне высылали четырежды (156, 155, 135 и 119 гг. до н.э.). Базы пиратов обустроены были настолько тщательно, что штурм их стоил римлянам немалой крови, зато крепости после захвата почти не требовали переделки - в них с комфортом размещались римские гарнизоны. Борьба вышла упорной, с многочисленными восстаниями, и только в конце 1 века до н.э. местные жители были романизированы.
       Идиллия эта нарушалась частыми набегами северных варваров. После падения Западной Римской империи земли будущей Хорватии принадлежали попеременно Византии и франкам. Примерно в 614 году нашей эры византийский император Ираклий нанял славянские хорватские племена, проживавшие в Польше, для защиты своих границ от набегов аваров. Хорваты с удовольствием поменяли север на юг и расселились на побережье теплого моря.
       С 9 по начало 12-го века н.э. существовало независимое хорватское государство, позднее завоеванное венграми. Последние, правда, предоставили хорватам широкую автономию.
       В 11-м веке Истрия и Далмация (за исключением города-республики Дубровника) были завоеваны Венецией. После раскола в 1054 году церкви на римско-католическую и православную хорваты приняли сторону первой, оставаясь - в подавляющем своем большинстве - католиками до сих пор.
       В 16-м веке в Хорватию вторглись турки, разгромившие венгеро-хорватские войска, после чего хорваты попросили покровительства у австрийских Габсбургов. Те помогли и в конце концов турки были остановлены. К 17 веку территория современной Хорватии была разделена между Венецией (Истрия и Далмация), Австрией (континентальная часть) и Дубровником.
       В 1797 году пала Венецианская республика и в 1806 году Далмацию и республику Дубровник (также прекратившую свое существование) оккупировали французы. В 1815 году, после падения Наполеона, вся территория Хорватии вошла в состав Австрии, ставшей позднее Австро-Венгрией.
       После 1-й Мировой войны Австро-Венгрия распалась, Истрия и Задар достались Италии, а остальная часть Хорватии вошла в состав нового государственного образования, переименованного позднее в Королевство Югославия, правила в котором сербская (а значит - православная) династия Карагеогриевичей, что совсем не устраивало хорватов - католиков.
       С началом 2-й Мировой войны в Хорватии было образовано профашистское националистическое государство усташей, с энтузиазмом занявшимся истреблением евреев, цыган и сербов.
       К 1945 году партизанские отряды под руководством коммуниста Иосипа Броз Тито с усташами, так же как и с сербским промонархическим движением четников, покончили и Хорватия вошла в состав Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ), возглавляемой все тем же Тито.
       Тито проводил взвешенную национальную политику, ограничившись изгнанием на историческую родину прижившихся в Хорватии итальянцев. После смерти Тито СФРЮ развалилась довольно быстро и в 1991 году Хорватия провозгласила свою независимость.
       Югославия (то есть отождествлявшая себя с ней Сербия) хорватскую независимость не признала и Югославская Народная Армия (ЮНА) начала столь знакомую всем нам операцию "по наведению конституционного порядка", выразившуюся, кроме всего прочего, в артиллерийских обстрелах и авиационных бомбардировках (даже Дубровника!). Часть восточной Славонии (примыкающей к Сербии) с преимущественно сербским населением объявила себя независимой республикой Сербская Краина и присоединилась к действиям ЮНА. В ходе тяжелых боев хорватская армия отстояла независимость родины и разгромила супостатов. Такова, во всяком случае, трактовка хорватов.
       Сербы придерживаются противоположной точки зрения: Сербская Краина объявила себя независимой, опасаясь этнических чисток, а ЮНА лишь защищала мирное сербское население.
       Как бы там ни было, война шла на территории Хорватии и кончилась массовым исходом сербов. Да и бомбили Дубровник, а не Белград.
       Информация об этой войне крайне тенденциозна, но одно можно понять точно: "погуляли" обе стороны всласть, с многочисленными жертвами среди ни в чем не повинного гражданского населения. Нет ничего хуже гражданской войны - в России это помнят хорошо, правда не все.
       Кончилось все это, насколько я понимаю, тем, что здравомыслящие политики обеих стран выдали Гаагскому трибуналу по паре-тройке собственных генералов, особо отличившихся в этнических чистках: в ЕЭС без этого не принимают, а хочется туда - очень. Субсидии (немцы - как обычно - платят за все) на дороге не валяются!
       Посиделки на балконе много времени не заняли - завтра, в 7-45 мы отправлялись к Плитвицким озерам.

Анатолий Новак,
       15 декабря 2008 года

• © Copyright Новак Анатолий Владимирович (anovak2002@gmail.com)
  • Обновлено: 05/09/2012. 22k. Статистика.